28 сентября 2019 г. 13:43

ГАЛЯПИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ - КАПИТАН ЛЕГЕНДАРНОЙ КОМАНДЫ

На фото: 1959 г. Кубань в Венгрии - цветы к памятнику советскому солдату

 


 

Сегодня мы хотим вспомнить тех наших ветеранов «Кубани» и кубанского футбола, кого уже нет с нами. Они заслужили эту память своей игрой, своим отношением к нашему общему футбольному делу, преданностью к своему клубу, городу, Кубани, а еще просто человеческими качествами, которые сейчас ценятся на вес золота, а тогда, 50 лет назад были нормальным и общепринятым явлением в отношениях людей. Времена меняются, а память должна сохраняться, ибо без памяти и традиций ничего не построить и создать, никого не вырастить и не воспитать.

Вспомним этих достойных людей, славу кубанского футбола.

 

Галяпин Александр Григорьевич (25.09.1930 - 30.08.2015)

 

О себе и о футболе (Запись 2005 года)

 

В наше время, за круговертью суеты и чередой сиюминутных желаний, мы привыкли концентрироваться на настоящем и заглядывать в будущее. И, если признаться честно, не слишком часто возвращаемся в прошлое. А ведь именно там расположены истоки всех побед и триумфов; именно спортсмены далекого и не очень прошлого ковали славные победы и вписывали золотыми буквами имена своих команд в анналы истории... Сегодня наш рассказ о капитане футбольной «Кубани» образца начала 60-х годов минувшего века Александре Галяпине. Тем более что Александр Григорьевич недавно отпраздновал свой 75-летний юбилей: чем не повод поговорить с юбиляром?

 

28-летний дебютант

- Да я и не предполагал связывать свою судьбу с футболом, честное слово - говорит Александр Григорьевич. - Может, именно поэтому и появился в «Кубани» только в 1958 году, когда мне исполнилось почти 28 лет - по тем временам возраст, когда большинство футболистов вешали бутсы на гвоздь. Просто рос и играл, как все мальчишки, в дворовой футбол. Когда поступил ремесленное училище №2 (что на Северной и Седина), стал выступать за его сборную. А уж когда устроился работать токарем на завод имени Седина, то стал защитником заводской команды, которую тренировал Юрий Петренко. После того, как отслужил в рядах вооруженных сил, вновь вернулся к своему заводу, любимому станку и в родную футбольную команду. Где и играл до самого 1958 года, пока меня не позвали в «Кубань».

 

- Поздновато для дебюта в большом футболе. Да и вот так сразу: из заводской команды, да в капитаны главного спортивного коллектива Краснодарского края...

- Согласен, юношей тогда уже не был. Да и футбольный срок в те годы был куда короче: большинство спортсменов заканчивали карьеру в пределах 30-ти лет. Но Вы не представляете, насколько я был рад этому совершенно неожиданному приглашению со стороны «Кубани» и как старался, чтобы не ударить в грязь лицом! Признаюсь, долго еще тряслись у меня коленки - от одной только мысли, что могу опростоволоситься при зрителях! Хуже чумы боялся плохо сыграть!

 

В первом же матче, которую «Кубань» играла в Краснодаре на стадионе «Динамо» против тбилисского ОДО, меня выпустили на замену. И уж никак не ожидал, что на следующей календарной встрече попаду в основу. Видимо, моя игра устраивала тренеров, так как мне доверяли - вскоре я стал капитаном.

 

- И какие спортивные результаты показывала тогда «Кубань» и переименованный в 1961 году «Спартак»? Задачи на сезон, какие ставились?

- Да и не припомню я, чтобы мы принимали какие-то задачи. Просто в начале каждого сезона было собрание, на котором говорилось, чтобы мы сыграли максимально хорошо в каждом матче. Да мы так и играли. Футбол того времени, строившийся по единой схеме «дубль-ве», был более результативным, чем в наши дни. Счет, например, 4:2 или 6:3, никого не удивлял. Народу ходило всегда много, только вот внимание прессы практически отсутствовало. Часто даже фотографов не было видно за воротами.

 

Играли мы в Южной зоне группы «Б» - это что-то вроде нашего первого дивизиона. Победитель зоны получал право играть в стыковых матчах с другими зональными лидерами, двое из которых выходили в класс «А» - Премьер-лигу, по-современному. Обычно матчи делились так: три игры дома; затем столько же на выезде. И почти во все путешествия мы отправлялись на нашем «музейном» (если смотреть с колокольни XXI века) автобусе. Как вам турне по маршруту: Ростов-на-Дону - Ереван - Кутаиси!?

 

Наиболее получился у нас сезон 1958 года, когда мы долго боролись за лидерство, и лишь на самом финише сбавили обороты, заняв только третье место. Хорошо играли и в 1960 году, когда вновь стали третьими. А вот сезон 1961 года не заладился. Много пришло новичков, молодежи. Кто-то, как Владимир Будагов вырос в лидера, кто-то не смог, но пока сыгрались время упустили и заняли лишь 8-е место из 13-ти. По окончании первенства я принял решение о том, что заканчиваю карьеру футболиста. Меня, правда, просили остаться – все же капитан был, да и игра устраивали, но я уже решился, хотя кошки на душе скребли, ведь новый сезон обещал быть интересным. Так и случилось, но уже без меня. Как раз на 1962 год и пришлась одна из самых ярких побед «Кубани» в ее истории - первое место в зоне, второе место в групповом турнире и путевка в класс «А», которую у нашей команды отняли из-за реорганизации советского футбола.

 

- Жалеете, что ушли годом раньше? Ведь могли бы стать чемпионом РСФСР и получить звание «мастер спорта»...

- Да. Я не тщеславный человек, но выход в класс «А» и спортивные награды, добытые своим трудом, были бы самым важным достижением моей жизни.

 

- А что, кроме идеи, подвигало футболистов середины прошлого века на спортивные подвиги?

- Вы имеете в виду материальную составляющую? Да ничего особенного по меркам того времени: 140 рублей оклада и бесплатное питание. Вот и все. Ни о каких дополнительных поощрениях в виде, предположим, премиальных даже говорить, не было принято. Редко кто заикался и об улучшении жилищных условий.

 

- Вот-вот - вступила в наш диалог супруга юбиляра Галина Ивановна, принесшая нам ароматного кофе. - Он еще в 1959 хотел уйти из футбола, и даже устроился на завод - нам нужна была своя квартира. Позже пришел тренер «Кубани» Николай Тимофеевич Рассказов, и уговорил мужа вернуться еще на сезон. Обещал, что сделает все возможное, чтобы «пробить» квартиру. И действительно, в конце года нам был выдан ордер на новую однокомнатную «хрущевку».

 

- А как обстояли дела с качеством питания, медицинским обслуживанием, обмундированием? Все же времена тотального дефицита.

- Занимались мы на стадионе «Динамо», а завтракали и обедали в обычной столовой в районе ЗИПа. Самая заурядная, стандартная пища того времени - ну может нам, как спортсменам, перепадала лишняя котлета. Впрочем, кормили на самом деле неплохо, а по тому времени нам так даже и сравнивать было не с чем - до первых «макдональдсов» должно было пройти еще почти треть столетия.

 

Врачи, а тем более массажисты, футбольному коллективу того времени не полагались по штату. Ситуацию «разруливали» так: в ответе всегда была принимающая сторона. Команды, приезжавшие играть в Краснодар, обслуживались нашими медиками, а когда «Кубань» отправлялись на выезд, то решение принимали местные лекари.

 

В краевом центре мы время от времени проходили обследование у главврача физкультурного диспансера Неханенко, который определял, куда отправить пациента в случае травмы или недомогания. Может, это теперь кое-кому и тяжело понять, но футболист тогда был обычным человеком.

 

По спортивной амуниции проблемы если и было, то мы, футболисты, их просто не замечали. Администратор «Кубани» Лев Занченко выдавал нам два комплекта формы, которые мы и носили, и стирали, и штопали. А вот с обувью было куда хуже. Бутсы получали только плоскостопые. Потом специальным образом, обычным гвоздем, на них набивались шипы - и все, можно идти играть в футбол.

 

В связи с этим случались неприятные истории. Как-то во время одного матча шип сломался, и гвоздь при нажатии стал впиваться в мою стопу. Вроде пытки медленной. Я кое-как, но доиграл до конца матча, но потом пожалел, что геройствовал и вовремя не попросил замены: моя пятка представляла собой кровавое месиво, и я вынужден был некоторое время провести вне футбола.

Было по-разному.

 

- А как обстояла спортивная область того футбола? Я имею в виду судейство, обстановка на гостевых аренах, прочие факторы?

- Да по-разному было. Честно говоря, выездные поединки, особенно в южных городах, и тогда уже были непредсказуемы. И камень, брошенный с трибун где-нибудь, предположим, в Кутаиси, не являлся чем-то исключительным.

 

А вот с судейством, по-моему, было попроще - рефери судили объективней - хотя тоже не без исключений. Помню, как в одном городе мы увидели арбитра встречи, потягивающего коньячок с представителями соперника. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, кому он будет симпатизировать в завтрашнем поединке.

 

Кое-какие решения принимались в кабинетах партийных лидеров. В конце 1959 года всю команду вызывали в кабинет первого секретаря горкома КПСС, который из беседы с каждым футболистом наполнял компромат на тренера «Кубани» Николая Рассказова. Видимо, решение об его отстранении от должности (а это по тем временам - чрезвычайное событие) было уже принято, и власти наполняли досье, чтобы выполнить свое же решение.

 

- А после ухода из большого футбола Вы следите за любимым видом спорта и за выступлением «Кубани»?

- Да что вы! На стадион ходить уже тяжеловато, а вот по телевизору ни одной трансляции ни за что не пропущу! Хорошо, конечно, времена теперь другие, и источников информации хоть отбавляй. Я настолько люблю футбол, что и несколько дней не могу обойтись без того, чтобы его не смотреть. Вчера, например, радовался победами «Зенита» и ЦСКА в Кубке УЕФА (интервью взято на следующий день после победных матчей группового турнира); а совсем недавно мне было очень стыдно за нашу молодежку. Честно, как будто это я бросал на землю майку национальных цветов или бил сзади по ногам ни в чем не повинных датских футболистов.

 

- А как Вы думаете, в какую сторону сдвинется чаша весов, если сравнивать футбол, в который играли во времена защитника Галяпина и современный «соккер» периода Галяпина-телезрителя?

- Понимаете, футбол, как и любой другой вид спорта - это, прежде всего прогресс. Как, например, в техническом или космическом пространстве все основано на законах эволюции. Поэтому было бы неправильным утверждать, что сейчас футбол слабее, чем лет 40-50 тому назад. Скорее нет - он стал более зрелым, тренера не скупятся на разработку новых игровых схем, смело экспериментируют. И успеха, заметьте, добиваются именно новаторы.

 

Но и нашу эпоху «дубль-ве» я вспоминаю только с хорошей стороны. Считаю, что это было время сильных личностей и ярких индивидуальностей, на которых работала вся команда. Тогда тоже были комбинации, которые вряд ли удастся повторить, и голы, выдержанные по футбольному исполнению в самых ярких тонах. А также заполненные стадионы, улыбающиеся и хлопающие зрители.

 

Я рад, что мне довелось наблюдать оба футбола. И если бы вы спросили, не жалею ли я о годах, отданных этому виду спорта, я скажу без раздумий: «Нет». И с такой же легкостью повторил бы свой путь, если бы это было возможно.